Естественно-научный базис педагогики

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко
ограниченную область исследования, тем не менее не может существовать
обособленно от других наук и прежде всего биологических наук и медицины, составляющих ее естественно-научный базис.

Особое значение для решения конкретных вопросов воспитания и обучения детей,
разработки режимов их труда и отдыха имеют возрастная физиология наука об особенностях строения и функционирования организма человека в процессе онтогенеза – и школьная
гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к созданию коррекционной (специальной) педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии.

Коррекционная педагогика интенсивно развивает научные основы построения системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии и оказания ранней комплексной медико-психологической помощи. Центральная проблема коррекционной педагогики связана с поиском путей передачи ребенку, имеющему нарушения в своем развитии, социального и культурного опыта человечества, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения, специфических медико-психологических и педагогических воздействий.

Фундаментальные работы русских физиологов И.М. Сеченова (1829–1905) и И.П. Павлова (1849–1936) в области физиологии, в частности, исследования нервно-психического развития человека, оказали значительное влияние на формирование мировой психолого-педагогической мысли.

На основе учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, которое отличает строгое причинное объяснение механизмов и закономерностей поведения живых существ, разрабатывался широкий круг педагогических проблем, связанных с формированием навыков, развитием памяти и внимания, выявлением особенностей динамики познавательных и эмоциональных процессов.

Труды И.П. Павлова стимулировали выдвижение отечественными учеными новых идей
в исследованиях психических функций, стали источником основанного Д. Уотсоном (1878–
1958) и Э. Торндайком (1874–1949) бихевиоризма – направления в психологии, возникшего
в начале прошлого века, которое рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения (от англ. behaviour – «поведение»).
На первый план в бихевиоризме выдвигалось исследование научения, которое определялось как
приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь «стимул – реакция» принималась за единицу поведения. При этом выдвигалось предположение о том, что
знание природы стимула позволяет предвидеть характер реакции, и, наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле.

В наши дни прикладные традиции бихевиоризма продолжаются в программированном обучении. Идея программированного обучения, предложенная в середине XX в. американским психологом Б. Скиннером (1904–1990), основывается на предположении о возможности организации процесса обучения по заранее разработанной программе, которая предписывает алгоритм действий как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

Считается, что эффективность программированного обучения определяется степенью учета
программой требований кибернетики к управлению, а также степенью учета специфических
закономерностей процесса обучения при реализации этих требований.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)